«Сейчас в «Мордовии» нет явного лидера»
Известный футбольный специалист Виктор Денисов — о договорных матчах, непростой работе судей и тренерских отставках.
Судья Виктор Денисов отметил 28 апреля 60-летие. Он один из немногих уроженцев региона-13, кто обслуживал в качестве главного арбитра матчи российской первой лиги и высшего дивизиона. Известен также как футбольный функционер: был исполнительным директором республиканской федерации спорта № 1, являлся начальником ФК «Зенит» (Пенза), ФК «Губкин» и учалинского «Горняка». О своей профессиональной карьере и отношении к нынешней «Мордовии» юбиляр поведал Евгению Наумову.
«На 60 лет себя не ощущаю, — признался Виктор Денисов. — По-прежнему полон сил и энергии. Только вот использовать свой потенциал негде, друзья-недруги отодвинули меня от футбола. Наблюдаю за происходящим со стороны, вижу много ошибок и недочетов. В частности, чемпионат Мордовии проходит не на самой хорошей ноте. Разве нормально, когда в турнире участвуют всего 6—8 команд, а дети воспитываются отдельно от профессионального клуба?! Между СДЮСШОР и ФК «Мордовия» практически нет никакого контакта. А на турниры детские и юношеские команды едут за счет родительской помощи. Хочется поправить ситуацию, но не дают мне такого шанса, даже к инспекторству не подпускают».
«С»: Вы ведь обслуживали даже матчи российской высшей лиги…
— У меня была одна встреча с участием клубов высшего эшелона — в Ставрополе местное «Динамо» принимало столичный ЦСКА. Случился форс-мажор, главный арбитр заболел, и в срочном порядке на игру утвердили меня. К сожалению, матч для меня сложился не совсем удачно. Мне просто не повезло. Имею в виду игровой эпизод с назначением пенальти в ворота ставропольцев. Я прекрасно видел, что было явное нарушение против игрока хозяев, поэтому показал на точку. Оказался принципиален, сработал максимально справедливо. После матча инспектор долго разбирал ситуацию. К сожалению, на видеозаписи ничего не было понятно, поскольку атакующего футболиста прикрыли защитники. Взяли в коробку и уронили. Была явная подножка, но по записи это не доказать. А я находился в пяти метрах от игрового эпизода и, в отличие от инспектора, все прекрасно видел. Поэтому, не раздумывая, назначил одиннадцатиметровый. Инспектор, не разобравшись в ситуации, вначале поставил мне положительную оценку, а потом отрицательную… Момент долго обсуждали в прессе, в итоге признали мою правоту, но уже потом, года через два. А изначально вердикт оказался не в мою пользу. Такой вот получился обидный момент.
«С»: Вы в том матче назначили пенальти и в ворота ЦСКА…
— Да, за пять минут до конца игры при счете 1:1. По тому пенальти вообще не возникло никаких вопросов. Но армейцы свой одиннадцатиметровый не реализовали, причем намеренно. Стоявший за воротами «Динамо» защитник Сергей Колотовкин мне сказал: «Не переживай, судья, мы не забьем». И Александр Гришин пробил мимо цели. Именно после того матча Геннадия Костылева убрали с тренерского мостика. Думаю, игроки специально сплавили своего наставника. Кстати, вместе с ЦСКА я потом летел в Москву. В пути Костылев меня успокаивал: не переживай, ты принял объективное решение. Из аэропорта он меня довез до нужного дома. И при мне позвонил руководителю судейского комитета Александру Табакову, что к арбитру нет претензий. А потом все раздули и приняли нужное для отдельных личностей решение.
«С»: Во времена вашего судейства были странные матчи, когда возникало ощущение, что результат предопределен заранее?
— Сплошь и рядом. Например, в Калининграде «Балтика» выигрывала у «Шинника» 2:0. Казалось, она спокойно доведет встречу до победы. Но не тут-то было. Дается мяч на голову калининградскому защитнику, футболист отворачивается, и «Шинник» отыгрывает гол. Следом снова угловой, опять хозяева пробегают мимо мяча, и гости сравнивают счет — 2:2. Я добавил несколько минут к основному времени. И в этот игровой отрезок голкипер калининградцев Александр Помазун вышел за пределы штрафной и игрок «Шинника» нанес удар с центра поля. Помазун стал пятиться, неожиданно споткнулся, упал, и… мяч тихонечко вкатился в сетку. Ярославль одержал победу 3:2. Много странных матчей можно вспомнить, но доказать невозможно. Всегда приписывается спад игры, неверная подготовка, травмы, болезни, элементарные ошибки… Сейчас договорные матчи тоже встречаются. Собирались комиссии, комитеты, но никто не доказал, что игра была договорной. А футболисты могут сколотить костяк и убрать любого тренера или директора. Если, конечно, руководитель не стукнет кулаком по столу.
«С»: В какой лиге чаще случались «странные игры»?
— В первом дивизионе. Один серьезный человек из Москвы как-то сказал: «Эту лигу обслуживать невозможно…» К середине второго круга там обычно все уже решено. Начинается распределение очков за пределами поля.
«С»: Интересно, а судьи сильно волнуются, выходя на поле?
— Не знаю, как другие, а я на игре кайфовал. По дороге на матч очень волновался. Но приезжал, смотрел на поле, и нервы тут же приходили в норму. А когда надевал судейскую форму, вовсе чувствовал себя хозяином положения. «Цепная собака» — как называли меня коллеги и друзья. Лучше ко мне не подходи. У нас привыкли называть футбольных арбитров взяточниками. Не верьте словоблудам, это ложь. Судьи получают хорошую зарплату и не станут рисковать своим положением. Болтают те, кто ничего не понимает в судейском деле и в футболе в целом. Я молодым арбитрам неоднократно говорил, чтобы они были невидимыми на поле. В то же время следует оставаться профессионалами. Быть Жженовыми, Табаковыми, Евстигнеевыми — настоящими артистами на поле.
«С»: Не считали, сколько красных карточек показали за профессиональную карьеру?
— Не считал, но я никогда ни с кем не церемонился. За грубое обращение со мной — удаление, за несогласие с судейским решением — «горчичник». Негласно учителя нам говорили так: «Хочешь прожить спокойно во время матча — обезопась себя». Помнится, питерский «Зенит» принимал дома майкопцев. Хозяева начали нагнетать обстановку. Вели себя неподобающе, дерзили… В стартовые 15 минут я предъявил пять желтых игрокам «Зенита», и ребята успокоились.
«С»: Хотя некоторые судьи терпят оскорбления в свой адрес со стороны футболистов…
— И зря, надо себя уважать. Я никогда ни с кем не церемонился. Эдуард Малофеев однажды в Ижевске открыл рот, но я его быстро поставил на место. Он типа: «Ты не понял, я же Малофеев?» «А я — Денисов! И что из этого?» — ответил ему. Он не хотел покидать тренерскую скамейку, но охрана отправила его в подтрибунное помещение.
«С»: Кого из советских арбитров вы могли бы отметить?
— Был такой йошкар-олинский судья Александр Хохряков. Рано ушел из жизни. Наверняка помните! Рыжий такой! От бега лицо у него становилось красным, глаза просто страшные. Ему давали сумасшедшие игры. Футболисты шарахались только от одного его взгляда. Не то что дерзить, слово никто не мог сказать. Таким и должен быть арбитр! А сейчас футболисты выходят — гетры висят, подтрусники через одного разные, майки навыпуск… И никто за этим не следит… В Камышине я при зрителях посадил игроков на скамейку и заставил снять подтрусники, чтобы клоунами не выглядели.
«С»: Как оцениваете работу саранского рефери Александра Егорова, который часто обслуживает топовые матчи Премьер-лиги?
— Я редко смотрю футбол по телевизору. Только в Саранске хожу на матчи «Мордовии». Но в прошлом году Саша отработал великолепно. 23—24 игры за сезон — это серьезный показатель!
«С»: Можно его назвать ключевым арбитром страны?
— Здесь надо подходить взвешенно. Ведь руководство судейского комитета поменялось, вместо итальянца Розетти пришел соотечественник Валентин Иванов. Посмотрим, как нынешний год Егоров отработает. По одному сезону судить не стоит.
«С»: Розетти принес пользу российскому футболу?
— Он навел определенный порядок. Дисциплина появилась. Хотя в России есть специалисты не хуже Розетти. Приглашение Валентина Иванова я полностью поддерживаю. Уверен, он не ударит в грязь лицом. Кстати, с Валентином мы хорошие друзья.
«С»: Вспоминается знаменитый матч Валентина Иванова на чемпионате мира — 2010, где он раздал рекордное количество желтых карточек.
— И оказался прав, действовал четко по регламенту. Португальцы, которые заработали семь «горчичников», извинились потом перед Ивановым. После чемпионата мира Валентин судил межконтинентальный Кубок. Просто так на матчи подобного уровня арбитров не назначают. Я сомневаюсь, что в ближайшее время кто-то из российских судей удостоится такой чести.
«С»: Не стало выдающегося мордовского футболиста Эдуарда Косолапова. Вы были с ним знакомы?
— Конечно. Я в шоке. Эдик был отличный парень, и мне до сих пор не верится, что с ним могла случиться такая трагедия. Помнится, в 2000-е встретил его в Сочи, где он тренировался с брянским «Динамо». Спрашиваю: «Эдик, а почему ты не в «Лисме-Мордовии»? «А у меня нет волгоградской прописки, я же из Рузаевки». Александр Хомутецкий вез же тогда своих людей из Волгограда, игнорировал уроженцев Мордовии.
«С»: Подопечные Юрия Максимова, не показывая качественной игры, за четыре тура до конца чемпионата оформили выход в Премьер-лигу. По вашему мнению, украинский специалист должен продолжить работу с саранской командой в высшем эшелоне?
— В отсутствии игры виноват не только Максимов. Питерские смутьяны убрали Спалетти, а потом игроки убрали и Петреску из «Динамо»… Ну как можно проиграть 0:4 «Анжи», который находится на дне турнирной таблицы?! Если футболисты захотят, они сделают все возможное, чтобы убрать наставника. Что касается Максимова, я ориентируюсь только по высказываниям в СМИ. Придя в «Мордовию», он сказал в интервью «Столице С»: «Если дам нагрузку, половина игроков умрет…» Я не выдумываю, это цитата. Думаю, увеличивая физические нагрузки, он портит себя в глазах футболистов. Кому охота бегать, когда отрыв от второго места составляет 15 очков. Максимов неоднократно подчеркивал, что футболисты откровенно расслабились. Хотя я этого не понимаю. Как можешь расслабиться, если ты профессионал и получаешь огромные деньги?!
«С»: Если привести этих игроков в чувство, они смогут достойно выступать в Премьер-лиге?
— Я часто смотрю выступления футбольного эксперта Александра Бубнова. Бывший спартаковец притягивает своей прямотой, откровенными высказываниями. Опираясь на его рассуждения, отвечу так: по итогам первенства ФНЛ никто из игроков не гарантировал себе место в команде Премьер-лиги. Думаю, половина состава по завершении сезона обновится.
«С»: Кого из «Мордовии» вы могли бы отметить?
— Отмечу тех, кого уже нет в составе, в частности Алексея Мулдарова. Со своим южным характером он реально мог завести партнеров. И сам очень старался, бежал вперед, невзирая на результат, буквально землю грыз. Юра Кулешов мог повести партнеров за собой. В нынешнем составе я не вижу таких людей. В команде нет явного лидера.