Известный кинокритик Кирилл Разлогов: «Моя прабабка — наполовину мордовка»
Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов выпустил книгу «Мои фестивали», название которой говорит само за себя. Вспоминая о прошлом, известный искусствовед с оптимизмом смотрит в будущее, которое, по его мнению, есть у отечественного кинематографа. Разлогов уважительно относится к гражданину России Жерару Депардье, который в какой-то степени стал его земляком. Интервью у кинокритика с мордовскими корнями взяла ТАТЬЯНА НОВИКОВА.
«С»: Многие зрители негативно относятся к российскому кинематографу, говорят, что ему далеко до уровня советского…
— Меняется время, меняется кино. Люди старшего поколения предпочитают советские фильмы. Они смотрят их по телевизору, вспоминая «золотой век», который в свое время нещадно ругали. Сейчас подобные критические замечания можно частенько встретить в мемуарах. Я считаю эпохой подъема советского кино 1970-е. Потом наступил кризис, пришел рынок и началась новая эпоха. Поначалу все было плохо, даже считалось неприличным пойти в кинотеатр. Хотя порой встречались нормальные фильмы… Лариса Беликова в книге «90-е, которые мы потеряли» перечисляет картины, созданные в этот период. Тогда прекрасно работали Леша Балабанов — самый главный режиссер своего времени — и, конечно, Никита Михалков. Появлялись такие фильмы, как «Сибирский цирюльник», и новые сценаристы. Например, Петр Луцик, чья судьба сложилась очень трагично… Что и говорить, фильмы в то время были, чего нельзя сказать о прокате.
«С»: Что повлияло на изменение ситуации?
— Прокат восстановился благодаря голливудским лентам — в частности, «Титанику». Сегодня уже вполне прилично пойти с девушкой в кинотеатр, хотя билет стоит дорого. Радует, что техническое оборудование там соответствует современным требованиям — 3D-формат со стереозвуком… Российские фильмы первое время были неконкурентоспособными, а сейчас ситуация изменилась к лучшему. Каждый год появляются две-три отечественные картины, которые срывают кассу и попадают в списки успешных коммерческих проектов года. У десяти лент вполне приличная фестивальная судьба, хотя в прокате они не лидируют.
«С»: Как вы думаете, почему российские фильмы проваливаются в зарубежном прокате?
— Да там ни одна картина нормально не идет! Европейские фильмы там тоже обречены, невзирая на то что пользуются специальной поддержкой и включены во все квоты. Это уже стало закономерностью. Не проваливаются в прокате только фильмы транснациональные, не являющиеся частью национальной культуры. В первую очередь речь идет о проектах Голливуда и Болливуда. Они не проваливаются, потому что делаются в расчете на все население земного шара. А любые картины, созданные в рамках национальной культуры, могут быть востребованы за ее пределами только на кинофестивалях.
«С»: Стоит ли нам гнаться за стандартами Голливуда?
— Мы не будем этого делать. Лучше отправлять наших мастеров в американскую «фабрику кино» и снимать там фильмы, что они и делают. Голливуд — это центр, который работает на весь мир. Он один. И так сложилось, что оказался в Калифорнии, хотя никакого отношения к американской культуре не имеет. Болливуд — нечто другое. Там снимается индийское кино, но не связанное с национальными реалиями. Это, скорее, развлекательное действо с песнями и плясками.
«С»: Есть ли среди молодых российских режиссеров достойные продолжатели Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова и других мэтров советской эпохи?
— Талантливые люди, безусловно, есть. Их дар находится в разных сферах. Вот, например, Жора Крыжовников, который снял фильм «Горько!». Думаю, он и есть достойный продолжатель легендарных режиссеров советской эпохи.
«С»: Как вы считаете, нужны ли вообще ремейки известных советских фильмов?
— Безусловно, нужны. Речь идет об общей мировой практике. Новое поколение имеет право знакомиться с произведениями прошлого, но не всегда может освоить их в той форме, в какой они были опубликованы, изданы или экранизированы. Трудно сказать, что именно получается, а что нет. В мире есть примеры, когда ремейки бывают не хуже и даже лучше оригинала, но что касается российских, то пока они оставляют желать лучшего. Хотя реализуют коммерческую составляющую, то есть их смотрят не только молодые люди, но и представители старшего поколения, чтобы вспомнить, как это было. Удачных ремейков у нас я не вижу, если не считать повторных экранизаций тех или иных произведений. Например, фильмы «Анна Каренина» Зархи и Соловьева вполне сравнимы по художественному уровню.
«С»: Как вы думаете, появится ли когда-нибудь ремейк фильма «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука?
— Не знаю. Если у нас в России будет поддерживаться идея патриотического воспитания, то — да. Сняли же заново «А зори здесь тихие…», так почему бы не попробовать еще с одним фильмом на военную тему?
«С»: Как вы относитесь к известному актеру Жерару Депардье, который прописался в Саранске?
— Я в курсе, что он теперь «мордовский житель». Я к нему хорошо отношусь. Это талантливейший человек, эксцентрик, актер от Бога. Очень любит скандалы…
Мы с ним знакомы много лет. Периодически встречаемся на различных мероприятиях. А близкий друг Депардье — ваш земляк, директор Госфильмофонда Николай Бородачев. Я, кстати, работал в его организации… Актер собирается выпускать в Мордовии экологически чистую водку. Это замечательно. У него много планов такого рода, которые он иногда реализует… Ваши края я хорошо знаю, доводилось там бывать. Кстати, моя прабабка наполовину мордовка.
«С»: О чем ваша новая книга?
— Название говорит само за себя. Прошло полвека с моего первого посещения кинофестиваля, куда я попал в 16-летнем возрасте. Это были Канны, 1962 год. Именно тогда я решил заниматься кино, а не математикой, как собирался. Первая часть книги мемуарная — рассказ об увлечении кинематографом. Как все начиналось, какие были встречи, проблемы с цензурой. Речь идет о периоде до 2000 года. Вторая часть посвящена фестивалям, на которых я работаю. Моя деятельность переводчика фильмов берет начало в 1967 году. Это систематическое изложение фестивального движения. Как я пришел на работу в Госкино, стал заместителем председателя отборочной комиссии и начал интересоваться организацией фестивалей…
Личное дело
Кирилл Эмильевич Разлогов родился в 1946 году в Москве. В 1969-м окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова. В 1985 году защитил докторскую диссертацию по специальности «Искусствоведение». С 1972-го преподает историю мирового кинематографа на Высших курсах сценаристов и режиссеров, с 1988-го — на киноведческом факультете ВГИКа. В 1989 году возглавил Российский институт культурологии. С 1999-го является программным директором Московского международного кинофестиваля.
В 2009 году возглавил жюри II Санкт-Петербургского международного молодежного кинофестиваля. Женат. Есть три дочери.