Трактористка из Мордовии Ольга Шейкина: “Обычно называю трактор “мой дорогой”
Вообще-то мы оказались в селе Ингер-Пятина Старошайговского района по другому заданию, хотя и связанному с сельским хозяйством. Сделав все дела, отправились в местный сельмаг — выпить ингер-пятинского лимонаду, закусить конопатьевской сосиской. У сельмага был припаркован трактор «Беларус», но из покупателей — только мы да веселая доброжелательная женщина в модной безрукавке и розовой бейсболке. Думалось, что в мокшанском селе проще увидеть девочку-негритянку, чем даму на тракторе. Увидели обеих. Со второй поговорил ДЕНИС ТЮРКИН.
Время прасковей ангелиных и лозунгов «100 тысяч подруг — на тракторы!» давным-давно прошло, и не рвутся современные барышни на жесткое трясущееся сиденье за огромный руль сельхозтехники, дабы на кукурузном поле догнать и перегнать Америку.
К счастью, вообще никто не рвется. 46-летняя трактористка ингер-пятинского отделения сельхозпредприятия «Конопатское» Ольга Шейкина скромно зарабатывает на жизнь не только водительством — содержит подсобное хозяйство. Одна, без мужа. Успевает все. Потрясающе открытая и улыбчивая дама.
Страда
«С»: Наравне с мужиками работаете?
— Не знаю (смеется — «С»). Но стоять не дают, то туда посылают, то сюда. Поблажек нет. Есть, конечно, виды работ, где трудятся более опытные. Там мне места нет. А в остальном… Удобрения рассеиваю, бороную, кукурузу между рядов обрабатываю. Уборочная началась, самая горячая пора! Сено вожу, сенаж… С утра — навоз с фермы. За день иногда приходится несколько раз навесное оборудование менять.
«С»: Так сколько же сил приходится прикладывать?! Это же тяжелый труд — всякие шкворни вставлять, железо тягать…
— Да в основном сам трактор все делает! (Смеется — «С».) Мужики, конечно, помогают. У нас взаимовыручка. Кто где застрянет, кому колесо подкачать… Отдельно никто не работает, все вместе. Мотор снять или колеса бортировать… Помогаем друг другу. Для трактора К-700 для замены колеса вообще кран необходим. Я пока на своем «Беларусе» колеса не меняла. Повезло, не налетала, не прокалывала.
«С»: Часто застреваете?
— Бывает. Особенно на ферме, там такие дороги… Навозные, так скажу (смеется — «С»). Ведь это же деревня, не трасса!
«С»: Что на тракторе приходилось самой делать в плане ремонта?
— (Задумывается — «С».) Слава богу, пока ничего не ломалось. Он у меня новенький — всего два года. Так, приходится иногда кое-что подкрутить… Масло меняла, фильтры всякие, трубки… Но это обычные расходники. Отечественная техника оказалась неломучей.
«С»: Выходные бывают у вас?
— Это по погоде. Как брызжет сверху — так выходной. А в сухую погоду нас везде гоняют, скорее бы все прибрать с полей. Лето кормит.
Начало
«С»: Ну и как же вас угораздило стать трактористкой?
— В 2013 году встала на биржу труда. Ну и пока, чтобы без дела не маяться, убирала территорию фермы. Однажды попалась на глаза директору ООО «Конопатское» Виктору Ивановичу Рубцову. «Чего делаешь?» — спросил меня. «Вот, — говорю, — метлой машу». Он заявил, что это не работа, и предложил мне… сесть на трактор. Я посчитала такой вариант просто юмором. «Это не шутки! — заявил директор. — На днях приходит новый «Беларус». Вот, бери, оформляй». Я и оформила (смеется — «С»).
«С»: Выходит, с транспортом вы были знакомы и раньше?
— Естественно. С детства за рулем. Еще в школьные годы была штурвальным на комбайне, помогала отцу. Состояла в школьной тракторной бригаде, тогда и такие были. В 1985 году заняла первое место в республиканском конкурсе «Юный пахарь». Потом отстаивала честь Мордовии на всероссийском уровне, ездила в Саратов. Там стала одиннадцатой. Тогда же и на тракторе «юмаз» работала, возила картошку…
«С»: «Юмаз» — это ЮМЗ, что ли? Маленький такой, красненький?
— Да, они еще и зелененькие бывают. У меня как раз такого цвета был. В общем, я давно за рулем. Сейчас есть и личная машина, «семерка» вазовская. Справляюсь с ней легко. Шины бескамерные, бортировать не нужно. Отвез в шиномонтаж, и все дела. Сейчас вообще за деньги что угодно можно сделать. Слежу за уровнем масла, тосола. В двигателях не разбираюсь. Если что — обращаюсь к специалисту.
«С»: Кстати, а как вы на бирже труда оказались?
— Что, с самого начала рассказывать? (Смеется — «С».) После школы поступила в университет на сельскохозяйственный факультет, на инженера-механика. Не окончила, потому что не потянула. Устроилась на «Электровыпрямитель». Семь лет работала в цехе то шлифовщицей, то травильщицей… А потом по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Ингер-Пятину, нужно было ухаживать за больной мамой. Да и бабушка столетняя тогда на моем попечении была… Три года я проработала завклубом в селе, но и оттуда пришлось уйти, когда близким стало совсем тяжело. После их смерти как раз встала на биржу. Так и налетела на Виктора Ивановича. И на трактор! (Смеется — «С».)
«С»: А у трактора вашего имя-то какое-нибудь есть?
— По-всякому называю. Обычно «мой дорогой». Когда буксуем, говорю: «Давай, дорогой, вытягивай, выручай!» Когда злит меня, ругаюсь. Но эти слова говорить вам не буду! (Смеется — «С».) Да и редко мне приходится ругаться на него. Он меня не подводит!
«С»: Говорят, и в вашем личном хозяйстве есть трактор…
— У отца, Т-40. Но я на нем часто езжу. Маленький, как игрушка. Односельчанам иногда помогаю на этом тракторе, когда просят. Отвезти там что, привезти… В хозяйстве моем есть корова. Скоро буду продавать, лучше возьму телят и поросят, как раньше. На селе без подсобного хозяйства — ужас!
Сельская жизнь
«С»: Что, одной зарплатой не прокормиться?
— Нет, конечно. Сейчас цены-то какие?! В магазин сходишь, вот и вся зарплата… У меня же дочь-невеста подрастает. В 9-м классе учится.
«С»: Может, в материал про вас вставочку сделаем? Мол, ищу работящего мужа…
— Ой-ой, не надо! Не надо! Тут их много! Нет, нет и нет. Потом не отшибусь!
«С»: Что, в деревне есть нормальные мужики? Я думал, они больше по алкоголю специалисты…
— Хватает всяких! (Смеется — «С».) Есть такие, которые за бутылку все что хочешь сделают!
«С»: Ну, в целом на мужиков-то сельских можно положиться? Непьющие есть?
— Есть. Но они все женатые.
«С»: Что скажете, на селе-то можно прожить?
— Конечно. Если хочешь работать — проживешь нормально. А если не хочешь — то и в городе ничего не получится. Вон у нас сейчас у некоторых семей… По три машины, квартиры покупают! Что ж не жить-то? Мне вообще грех жаловаться: работа отличная, в доме все удобства вплоть до ванной и туалета. Жилье, кстати, мне наше предприятие предоставило. Отремонтировали здание старой больницы, вот я там и живу. А по поводу ванной у меня даже уговор с директором предприятия был. «Виктор Иванович, — сказала я ему, — без ванной не могу! С работы ведь придешь вся в грязи, в мазуте…» Все сделали!
«С»: А как считаете, почему молодежь из села улепетывает?
— Деньжат маловато, значит. Уезжают несемейные, которые ищут, где получше устроиться. Как посмотрю, молодых мужиков у нас почти не осталось. Может, работа тяжелая… Диву даюсь: раньше каждая семья держала чуть ли не по три коровы, засеивали огромные участки всяким добром, сами мотыжили, косили… А сейчас мужики даже свою картошку ленятся обрабатывать. Жалкие 20 соток. Им же лень! А вы хотите, чтобы они в колхозе на гектарах работали! Обленились мы, вот что.
«С»: Да, в моей деревне все то же. Коров в личном хозяйстве почти не осталось…
— Ну, да. У нас только самые крепкие старички держат, молодежь не хочет. Сама не знаю, почему… Один у них ответ: на фиг надо! Они лучше поедут в город, купят этой картошки в супермаркете…
«С»: Может, это говорит о росте нашего благосостояния?
— Наверное. В 90-е, помню, на селе у нас был один «Москвич». Сейчас едва ли не в каждой семье по две-три машины! У деда, отца и внука. Кто-то в Москву вон ездит. Поработает пару месяцев, приезжает обратно, привозит 50 тысяч…
«С»: Но ведь машины покупают и те, кто в Москву не ездит…
— Ну, да. Только здесь надо наяривать за эти машины. Держать по три-четыре быка, по корове… Короче, да… Жить стали лучше. Есть возможность заработать, возможность купить.
«С»: Огромное вам спасибо за общение!
— Что, больше нет вопросов? Я-то думала, больше будем разговаривать…
«С»: Да вы максимально открытый собеседник. Как некоторые, односложно «да-нет» не отвечаете…
— «Да-нет» — так только на суде отвечают! (Смеется — «С».)
Неслабое рвнение слабого пола
Первую в СССР (и в мире — как утверждают советские историки) женскую тракторную бригаду в 1933 году в украинском селе Старобешеве создала знаменитая Паша (Прасковья) Ангелина — участница стахановского движения, ударница и просто матерая женщина.
Четырьмя годами ранее она окончила курсы трактористов и стала работать по специальности. Окончила Сельхозакадемию имени Тимирязева, написала книгу о колхозниках, была обласкана властью… Но ушла из жизни рано, в возрасте 46 лет — из-за цирроза печени, который, как утверждается, возник по причине постоянного соприкосновения с моторными маслами и дизельным топливом. Также одной из первых женщин-трактористок в СССР стала Ольга Ковалева, впоследствии погибшая в ходе Сталинградской битвы в 1942 году. В годы Великой Отечественной под Рязанью активно агитировала за соревнования женских тракторных бригад Дарья Гармаш. Вообще, война активизировала барышень, желающих сесть за руль сельхозтехники. Такие случаи стали массовыми.
Кстати
На этом уникальном фото из Республиканской архивной службы Мордовии запечатлена передача американских тракторов, упакованных в деревянные ящики, сельскохозяйственным работникам Ичалок. Примерная дата — 1930-е годы.