Вторник, 22 апреля
Здоровье

Директор мордовского Перинатального центра Алексей Герасименко: «К сериалу «Интерны» отношусь очень позитивно!»

Специалисты Республиканского клинического перинатального центра принимают роды с высокой степенью риска, тем самым снижая детскую смертность. В 2012-м и 2014 годах учреждение становилось лауреатом конкурса «Лучшие товары Мордовии» в номинации «Услуги населению». Перенимать опыт его сотрудников минувшей весной приезжали более 400 медиков из 52 регионов страны. О возможностях современной медицины, партнерских родах и многом другом директор Центра Алексей Герасименко рассказал КСЕНИИ ТРИФОНОВОЙ.

— Мы специализируемся на проблемных случаях беременности и выхаживании недоношенных младенцев, то есть принимаем роды с высокой степенью риска. Нормально протекающая беременность предполагает роды в саранском роддоме или районной клинике. Всех беременных в Мордовии, в том числе самые сложные случаи, отслеживаем с помощью региональной информационной системы акушерства и родовспоможения «Рисар». С 2012 года данные о состоянии здоровья будущих мам из всех женских консультаций поступают в единый реестр.

«С»: Сейчас в Мордовии наметилась тенденция снижения младенческой смертности…

— Если ранее регистрировались дети с весом 1000 граммов, то с 2010 года уже от 500 граммов (22 недели беременности). Такой малыш умещается на ладони… Естественно, после резкого перехода младенческая смертность возросла до 8,2 промилле на тысячу новорожденных. С началом работы нашего Центра недоношенные дети получили больше шансов на выживание. Показатель смертности стал даже ниже периода, когда критерии были прежними. Это не только наша заслуга, а результат слаженной работы всех медучреждений региона, занимающихся охраной здо­ровья матери и ребенка.

«С»: Можно ли сегодня спасти ребенка весом в 500 граммов?

— Да, это вполне реально, но очень трудно. Гораздо больше шансов на жизнь малыш получит, набрав хотя бы 590 граммов. Сегодня 77 % преждевременных родов в Мордовии принимают наши специалисты. Если женщина в тяжелом состоянии поступает в районную больницу, туда выезжают акушерская и неонатальная бригады. Впоследствии ребенок развивается под нашим наблюдением. В прошлом году родилось 22 ребенка весом менее килограмма. Тогда их выживаемость составляла 60 %, в этом году уже — 67 %. Более приспособленными к жизни остаются дети весом от 1 до 1,5 килограмма. В прошлом году родились 43 таких младенца, их показатель выживаемости — 95,3 %. В этом году выжили все родившиеся дети той же весовой категории — 21 ребенок.

«С»: В каких условиях недоношенные новорожденные проводят первые дни жизни?

— Для них созданы специальные боксы — кювезы, имитирующие по влажности и шумозащищенности материнскую утробу. С помощью аппарата искусственной вентиляции легких и зондового кормления малыш набирает массу тела. В реанимационном отделении он проводит 20—30 дней. Затем переводится на совместное пребывание с мамой, где до 2—3 месяцев находится под контролем врачей. Конечно, такое длительное пребывание в больнице многим дается нелегко. Адаптироваться маме помогает кризисный центр. В сложные моменты психолог, соцработник и врач-психотерапевт поддерживают ее эмоциональное состояние.

«С»: Насколько недоношенные дети слабее сверстников?

— Иммунитет преждевременно родившегося ребенка очень слаб. Но к полугоду, когда вес полностью стабилизируется, ситуация меняется. После выписки в течение нескольких лет недоношенные дети находятся под нашим наблюдением. Более 90 % не являются инвалидами. От сверстников они отличаются лишь тем, что первые месяцы жизни требуют особого ухода и ласки от родителей.

«С»: К сожалению, не все пары могут забеременеть самостоятельно… Может ли им помочь ЭКО?

— Абсолютно все бесплодные пары, стоящие на учете и имеющие показания для экстракорпорального оплодотворения, могут рассчитывать на нашу помощь. Для этого нужно наблюдаться в Центре и получить квоту на лечение. Для пациентов это бесплатная процедура. Перинатальный центр получил в 2012 году федеральные квоты после визита главного акушера-гинеколога Минздрава РФ Лейлы Адамян. Так что мы можем оказывать высокотехнологическую помощь ежегодно. Например, в прошлом году использовано 206 квот по программе обязательного страхования и 35 — по высокотехнологичной медицинской помощи. На сегодня мы уже успешно использовали порядка 52 квот и продолжаем работу.

«С»: Для проведения сложных операций требуется высокотехнологичное оборудование…

— Наш Центр имеет в своем арсенале лучший в мире ультразвуковой аппарат. Мощности лабораторий позволяют делать анализы крови на сывороточные маркеры всем беременным республики. Уже в 12 недель беременности мы определяем возможную группу риска ребенка по наследственным заболеваниям — таким, например, как болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера… У нас установлены кювезы производства лучших фирм для выхаживания маловесных детей. Во время сложных длительных операций пациентка практически не теряет кровь, ее собирает специальный аппарат Cell Saver. После обработки она тут же возвращается в организм. Есть уникальное оборудование для удаления токсинов из крови женщинам с тяжелым токсикозом. Одним словом, все, чем богато российское здравоохранение, присутствует в нашем Центре. Это техника стоимостью почти 600 миллионов рублей! И самое главное, результат — сохранение жизни мамы и низкий уровень младенческой смертности.

«С»: К вам обращаются жители других регионов?

— Да, часто к нам обращаются из Пензенской, Рязанской, Ульяновской, Нижегородской и Самарской областей. В прошлом году приезжали роженицы из 22 регионов, а в этом уже из 26, что составило 14 % от всех родов. Мы постоянно обслуживаем жительниц Москвы и Московской области. Видимо, это уроженки Мордовии, которые в свое время уехали на заработки, но родить хотят на малой родине.

«С»: На какой возраст выпадали самые ранние и самые поздние роды?

— Были случаи, когда рожали 14-летние девочки. Недавно первенец появился у 51-летней женщины. И юные, и возрастные роженицы попадают в группу риска. У одних организм еще не сформировался, а у других на здоровье ребенка могут повлиять приобретенные заболевания. Говорят, поздние дети более талантливы, а мы призваны минимизировать риск и помочь довести беременность до логического финала.

«С»: Пользуются ли популярностью партнерские роды?

— Да, и очень часто. Если женщина нуждается в поддержке близкого человека, она может воспользоваться этой услугой. Партнером может быть муж, мама, доверенный доктор. Все 13 наших индивидуальных родовых палат рассчитаны на такую практику. Для этого достаточно написать заявление и обследовать партнера.

«С»: Мужчины охотно соглашаются на это?

— Нет. Но их осуждать нельзя, потому что это должно быть обоюдное решение. Главное, что такая услуга есть, и в отличие от других регионов у нас она бесплатная.

«С»: Почему многие российские знаменитости предпочитают рожать в клиниках США и Европы?

— Таким образом они хотят продемонстрировать свою исключительность. Каждый вправе делать, что ему хочется, но важно знать: Россия не уступает заграничным коллегам по качеству медицинской помощи в сфере родовспоможения. В наш Перинатальный центр приезжали делегации из Германии, Болгарии, Беларуси, Казахстана. Специалисты восхищались и не верили своим глазам, потому что таких условий и оснащенности у них нет… В Центре оборудовано 98 двух- и одноместных палат в общей сложности на 130 коек. В каждой есть душевая кабина, туалет, кондиционер, WI-FI. Не понимаю, когда просят платную палату… А чего не хватает в обычной?

«С»: Как вы относитесь к сериалам на медицинскую тему — например, к «Интернам»?

— Очень позитивно! Население зачастую не представляет труд врача. Люди считают, что мы всесильны. Да, мы можем оказать помощь в критический момент и поддерживать здоровье на должном уровне. Но заботиться о себе должен каждый сам. А подобные сериалы через иронию и смех показывают, что врачи и медсестры такие же простые люди.

Цифра «С»

Около 2500 малышей ежегодно рождается в перинатальном центре. С начала года там появились на свет 1305 малышей.  Всего с момента открытия Центра в 2011 году родилось более 9000 детей.

Материалы по теме
Закрыть