В Мордовии «рыбные» бизнесмены могут лишиться подаренного им водоема
В Дубенском райсуде начали рассматривать беспрецедентное гражданское дело. Местная прокуратура требует отменить передачу в частную собственность земельного участка площадью 270 тысяч квадратных метров, по которому проходит река Лаша. Новые владельцы перегородили подходы к расположенному там водоему и начали брать с рыбаков плату — по 300 рублей в сутки. За полтора года ведения такого «бизнеса» никаких налогов эти собственники не платили. В ситуации разбиралась ЕКАТЕРИНА СМИРНОВА.
После развала Советского Союза и последующего разорения колхозов опустевшие сельскохозяйственные земли передавали жителям в качестве паев. Одни оформили наделы в собственность, другие стали их арендаторами. Семеро жителей дубенского села Кочкурова получили в дар от местного сельхозкооператива участок общей площадью 270 гектаров в одном из живописнейших мест района. Им достались луга с петляющей по ним речкой Лашей. В 2012 году хозяйкой этих угодий по договору дарения стала жительница села Зинкина. В то время полным ходом шел ремонт трассы Саранск — Ульяновск, расположенной прямо возле речки. В ходе него было установлено гидротехническое сооружение. В итоге получилась запруда — идеальное место для рыбалки и отдыха…
Бизнес
В феврале прошлого года Зинкина «подарила» эти гектары земли жителям Чамзинки — 24-летнему бизнесмену Александру Архипову, 36-летнему наладчику оборудования Алексею Елхину и 53-летнему охотоведу Юрию Наумкину. Новые хозяева запустили в пруд карпов, щук, толстолобиков… Затем установили там шлагбаум и повесили знак «кирпич». С тех пор каждый желающий половить рыбу должен был платить по 300 рублей в сутки. Возможно, предприниматели бы продолжили благополучно «стричь» деньги, если бы не один инцидент. Осенью прошлого года в полицию обратился местный житель Силантьев, чей сын пытался бесплатно ловить на водоеме рыбу, но был пойман двумя охранниками, которые отняли у него удочку. «Отдадим, если принесешь бутылку водки!» — заявили они. Мужчины также попытались «отжать» у подростка мобильник, но тот вовремя вскочил на велосипед и помчался домой. Вместе с другом и участковым его отец отправился к водоему. Взору предстала такая картина: в сторожке на берегу валялись двое пьяных охранников. Один из них даже не нашел сил дойти до кровати — рухнул прямо на пол… Второго мужчину удалось разбудить и убедить вернуть удочки. «Рыбу в пруду ловить нельзя!» — заявил он. Силантьев пригрозил заявлением в полицию. Охранник ответил, что напишет встречное. Это дело потом закончилось примирением сторон…
Цитируем сообщение в полицию рыбака Ершова: «Около 4 часов утра 29 мая я приехал на пруд, расположенный возле села Кочкурова. Через пять минут ко мне подошел мужчина и потребовал плату за рыбалку в размере 300 рублей за весь день. Я отдал деньги и спросил чек, но мужчина ответил, что и так меня запомнит. Затем я видел, как он подходил и к другим рыбакам и брал с них деньги…» Полиция взяла объяснение с одного из владельцев земли — охотоведа Юрия Наумкина. «Плату за пользование водоемом я не собираю, только не пускаю посторонних на территорию, — пояснил он. — Для этой цели установлен шлагбаум и висит знак «Рыбалка запрещена». Я специально покупал рыбу и сам ее разводил. Даже кормушку посреди пруда сделал…»
В сентябре прошлого года прокуратура начала проверку по фактам закономерности действий «рыбных бизнесменов». Информация о нарушениях подтвердилась. Также было установлено, что расположенная на «предпринимательской» земле река Лаша является левым притоком Суры, впадающей в Волгу. По закону этот водный ресурс является федеральной собственностью и не может передаваться в частную собственность…
Разбирательство
В июне прокуратура направила в суд иск о признании незаконным межевого плана, договоров дарения и государственной регистрации собственности. Из трех ответчиков на первое заседание не явился лишь Наумкин… «Архипов Александр! — представляется первый «бизнесмен». — Родился в городе Иванове. Проживаю в Чамзинке на улице Мира. Иск не признаю… Считаю, что река Лаша возле нашего пруда не протекает! А межевание прошло в законном порядке, мы получили соответствующий документ…» «На ваш взгляд, за счет чего образовался пруд на данном участке?» — задает вопрос судья. «За счет дождевых и талых вод!» — уверенно отвечает Антипов… Наладчик Алексей Елхин пришел в суд с группой поддержки — доцентом правовых дисциплин МГПИ им. Евсевьева Олегом Князькиным, который стал представителем его интересов в суде. Оба иск не признали. «Вода в наш пруд набирается с талых вод, реки Лаши там не существует, — объясняет Елхин. — Она течет за плотиной и сейчас высыхает. А наш пруд образовался около года назад. Сейчас уровень воды в нем также падает…» Но доказательств того, что пруд не связан с рекой, мужчина привести не смог. Затем наступает черед его представителя Князькина. Преподаватель интересуется у представительницы прокуратуры, как же было определено, что пруд питается за счет реки. «Мы делали запрос в Верхне-Волжское бассейное управление, — отвечает помощник прокурора Мария Жучкова. — Пришел ответ, что на данном участке действительно расположена река Лаша, которая раньше текла свободно. После постройки гидротехнического сооружения отвод для воды сузился, и она стала накапливаться… Так образовался ваш пруд». «Пока у вас не будет точных доказательств, мы будем считать, что наши сделки были совершены законно!» — горячится Князькин. Его пыл остужает представитель Верхне-Волжского бассейного управления Иван Люгзаев. Он выступил в качестве третьего лица по делу. «Перед началом заседания мы заезжали на место и произвели осмотр, — говорит мужчина. — Водоем действительно питается за счет реки Лаши! Она протекает под федеральной трассой. Берет начало от лесного массива и направляется к трассе, где выходит через донный выпуск и верховой выпуск. У трассы вода скапливается, за счет чего и образуется пруд. Поскольку Лаша является рекой федерального значения, то и пруд имеет такой же статус. Поэтому в частную собственность ни в коем случае не может отчуждаться!»
Представительница кадастровой палаты приняла сторону ответчиков и также не признала иск. По ее мнению, все сделки с землей были совершены законно. Но не исключено, что изначальное их распределение прошло не по правилам. «Когда гражданам при реорганизации колхозов предоставлялись в собственность паи, то земли лесного и водного фонда приватизации не подлежали, — утверждает она. — Важно установить, с какого периода на данном участке находится спорный пруд. Если суд установит, что уже тогда люди знали о его существовании и все равно зарегистрировали сделку, то мы исключим данный участок из регистрации. Но если земли выделялись законно, то и последующие действия также не подлежат оспариванию…»
Судья зачитывает сообщение Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ, согласно которому пруд образовался на реке Лаше в результате строительства гидротехнического сооружения в составе автомобильной дороги Саранск — Сурское — Ульяновск. Он наполняется за счет сообщения с рекой, а также дождя и паводковых вод. В соответствии с Водным кодексом РФ, данный объект находится в государственной собственности… И еще: в Мордовии перечень рыбопромысловых участков не утверждался. В связи с этим водоем возле села Кочкурова им не является. Суд принимает решение назначить землеустроительную экспертизу, результаты которой будут известны в конце лета…
Собственники
«Рыбные» бизнесмены не видят в своих действиях ничего криминального. Наоборот, по их словам, стараются на благо любителей рыбалки. «Почему не признаете иск?» — интересуется корр.«С». Миссию общения с прессой берет на себя Александр Архипов. «Когда мы покупали землю, то не знали, что там есть река. А пруд был!» — «Получается, вы изначально хотели поставить рыбный бизнес на поток?» — «Нет, эта мысль пришла в процессе. Запустили рыбу, она прижилась. Стали брать плату. Хочу заметить, что мы всегда выдаем чеки рыбакам. Ограничили доступ лишь к беседке, которую специально построили, чтобы сдавать в аренду отдыхающим. Сами понимаете, если туда будут заходить все подряд, появится мусор… Вот и установили шлагбаум… Теперь я как индивидуальный предприниматель хочу развить такое направление, как платная рыбалка! (В налоговой инспекции данный вид деятельности ни за одним из собственников до сих пор не зарегистрирован — «С»). На наш пруд приезжают люди даже из других регионов! Меня просили организовать платную ловлю рыбы, так как в окрестностях больше некуда поехать… Кстати, мы устраиваем специальные акции. Например, в нашем пруду дети ловят рыбу бесплатно, а инвалидам мы раздаем ее просто так. Мне и самому приходилось посещать коммерческие водоемы... Ничего, это правильно!» — «Если не секрет, во сколько вам обошлась сделка с землей?» Антипов хитро улыбается, затем терпеливо объясняет: «Он приобретался по договору дарения… Да-да, знакомые взяли и подарили 270 гектаров…»
Корр.«С» лично убедились, что шлагбаум и сторожка — не воображение местного населения, а реально существующие объекты «бизнеса». Владения курирует своеобразная охрана — мужчина с испитым лицом по имени Алексей. Как выяснилось, родной брат совладельца земли Алексея Елхина. Мужчина живет в сторожке вместе с собакой с мая по ноябрь, получая зарплату 15 тысяч рублей. «Порыбачить у вас можно?» «300 рублей с человека!» — отвечает Алексей, сплевывая семечки… Затем рассказывает, что рыбаков бывает мало, и не исключает, что некоторых из них отпугивают тарифы. «Рыба есть, рыбы много! Кто по полмешка ловит, кто по ведру… Карп, амур, толстолобик, щука, окунь, карась… Полный комплект! Время пребывания мы не ограничиваем! Купаются здесь беспрепятственно и бесплатно…» «Бывает, что рыбаки пытаются пролезть, не заплатив?» — «Бывает! Ругаемся с ними… Больше ничего. Я никому удочки не ломал и никого не выгонял! Бывают и те, кто ругается на нас: мол, обалдели, еще и за рыбалку плати! Добром объясняю, что здесь частная территория. Поймите сами: сколько мы затрат понесли, сколько рыбы запустили, сколько корма привезли!»
Тем временем
Прокуратура оспорила сделки по купле-продаже земельных участков в Чамзинском районе, на которых располагались пруд Шайкин и ручей Безымянный. Районная администрация продала их вместе с водоемами руководителю местного крестьянско-фермерского хозяйства. В ходе проверки выяснилось, что пруд и ручей имеют гидравлическую связь с реками Аморда и Инсар и находятся в собственности государства.