В Мордовии готовился переворот?!
В последнее время в Мордовии становится все больше желающих написать современную историю республики. Поделится, так сказать, своим видением «лихих 1990-х» и начала 2000-х, когда в регионе-13 бурлили подчас смертельные политические страсти. Достаточно вспомнить, как в 1993 году был свергнут первый и последний президент Мордовии Василий Гуслянников, а в 1995-м киллеры расстрелял в университетской аудитории ученого, депутата саранского горсовета и основателя «Ассоциации XXX век» Олега Еникеева. Но мало кто знает, что очередной переворот во власти региона-13 мог произойти при непосредственном участии ныне бывшего главы нефтяной компании «Юкос» Михаила Ходорковского. И только его арест и последующая посадка спасли Николая Меркушкина и его команду от большой беды. Ефим Штырь встретился с одним из очевидцев тех событий.
Конец 1990-х ознаменовался для республики окончательным укреплением власти Николая Меркушкина. В 1998 году он все же решился пройти через горнило всенародных выборов, на которых одержал сокрушительную победу. Не обошлось без скандалов и интриг. Например, с пробега по тем или иным причинам были сняты все, кто мог представлять опасность для Меркушкина. Видимо, он хорошо помнил 1990-й год, когда проиграл Николаю Бирюкову в борьбе за пост председателя Верховного Совета Мордовской АССР, и 1991-й, когда не смог пройти во второй тур выборов президента МАССР, уступив все тому же Николаю Бирюкову и Василию Гуслянникову. И потому был задействован весь административный ресурс. После триумфальной победы, которая вызвала у скептиков только усмешки, Николай Меркушкин вплотную занялся экономикой. А точнее — добычей денег. И они нашлись. Ему удалось притянуть в регион-13 компанию «Юкос», которую возглавлял бывший комсомольский активист Михаил Ходорковский.
«В Мордовии тогда были зарегистрированы сразу несколько компаний, связанных с «Юкосом», — говорит очевидец Вячеслав Тихонов (имя изменено). — Через них прокачивались миллиарды рублей, полученные от продажи нефти. По сути, республика стал оффшорной зоной для Михаила Ходорковского. Естественно, что часть денег, и весьма значительная для Меркушкина, оседала в Мордовии. Законодательство России тогда позволяло это делать. И Николай Иванович, понимая, что другого способа быстро насытить республику финансами, пошел на сделку с Ходоровским, предложив ему самые лучшие условия для работы в Мордовии. Не удивительно, что в 2001 году в Совет Федерации от региона-13 прошел ближайший соратник Ходорковского Леонид Невзлин, а в Госдуму третьего созыва регион-13 делегировал еще одного партнера главы «Юкоса» Владимира Дубова. Нефтяники плотно осели в Саранске».
Таким образом, Николай Меркушкин обменял политический ресурс региона на экономическое сотрудничество с «Юкосом» и не прогадал. По словам очевидцев, часть денег Глава бросил на строительство дорог, которые к концу 1990-х находились в ужасном состоянии. В народе была популярна такая пословица: «Там, где заканчиваются дороги — начинается Мордовия». Огромная масса людей тогда покидала родной край в поисках лучшей жизни. И остановить их было невозможно. В республике не было работы, не платилась зарплата, процветал бандитизм и шел передел собственности. Шла отчаянная борьба за предприятия и куски земли. Власть тогда мало интересовали магазины, рынки и прочие мелочи. Это уже потом семья Николая Меркушкина доберется и до торговых центров.
Всего в Мордовии было зарегистрировано несколько дочерних компаний «Юкоса». Среди них — «Ратмир», «Альта-Трейд», «Юкос-М», «Юкос-Мордовия», «Фаргойл» и «Марс XXII». Все они будут фигурировать в уголовных делах экс-владельцев «Юкоса» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Согласно отчетам Счетной палаты, нефтетрейдеры «Юкоса» заключили с властями Мордовии инвестиционное соглашение, чтобы пользоваться льготой по уплате налогов.
«На первый взгляд, сотрудничество Николая Меркушкина и Михаила Ходорковского носило безоблачный и бесконфликтный характер. И мало кто знал о подковерной борьбе, — замечает Вячеслав Тихонов. — Мне не раз довелось встречаться с депутатом Госдумы РФ Владимиром Дубовым в его кабинете на ул. Охотный ряд, 1. Он был обставлен в «лучших» традициях «новых русских». Стильно и богато. С вычурной мебелью. Стол хозяина, который тогда был членом Комитета по бюджету и налогам и членом Комиссии по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции, украшало чучело разинувшего пасть крокодила. Один из уголков занимал мини-бар с дорогими алкогольными напитками. Дубов отдавал предпочтение коньяку «Хеннеси XO». Казалось, он мог поглощать его литрами. Меня Дубов потряс откровениями во время второй или третьей нашей встречи. Выпил несколько рюмок коньяка и заявил, что вскоре в Мордовии они поменяют «колхозную» власть на новую. Он так и сказал — «колхозную». Далее Дубов добавил, что в новое правительство войдут молодые кадры, которые разделяют политические и жизненные взгляды Михаила Ходорковского. И что после этого Мордовия станет процветающей. «Всю команду Николая Меркушкина пора убирать на свалку истории, — развивал мысль депутат. — И скоро это случится». Мне тогда стало не по себе. Россия уже успела немного изучить стиль «работы» Михаила Ходороковского в борьбе за власть. Например, в 1998 году был убит мэр Нефтеюганска Владимир Петухов. И многие считали, что за этим стоит «Юкос». Ходили слухи, что тогда под началом безопасника «Юкоса» Алексея Пичугина (за организации убийств и покушений он приговорен к пожизненному заключению — прим. «С») ходила так называемая николаевская ОПГ из Саранска, проигравшая уличную войну «Мордовским». Неужели и республику они собирались зачищать такими же методами?! Все эти вопросы так и остались без ответа… Кстати, я слышал, как однажды Леонид Невзлин высказался о «Столице С» в том духе, что такие газеты ИМ в Мордовии не нужны».
Вскоре между Михаилом Ходорковским и Президентом России Владимиром Путиным разгорелся нешуточный конфликт. В 2003 году Ходорковский был арестован. Примечательно, что случилось этого после визита главы «Юкоса» в Саранск, во время которого он успел подарить университету и пединституту миллион рублей. Не бог весть какие деньги на фоне миллиардов, которые прокачивались через Мордовию. Затем Ходорковский получил длительный тюремный срок за хищения и неуплату налогов. Освободившись в 2013 году, он уехал в Швейцарию, где продолжает жить с семьей. О Мордовии он предпочитает не вспоминать, сосредоточившись на политической борьбе с Владимиром Путиным и его окружением.
А вот Леонид Невзлин и Владимир Дубов избежали тюремной участи. Мордовский сенатор сразу после ареста Ходорковского бежал в Иерусалим. За ним последовал и депутат Госдумы. Примечательно, что Дубов даже пытался пройти в Госдуму чевертого созыва по партийным спискам «Единой России», куда его внесла благодарная Мордовия, но, узнав о проведении обыска в своем офисе, осенью 2003 года скрылся в Израиле. В 2012 году Замоскворецкий судом Москвы признал его виновным в хищении 76 миллиардов рублей из российского бюджета и приговорил к восьми годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии общего режима. Так что сейчас Дубову точно не до политического переворота в Мордовии.
«Николаю Меркушкину тогда в очередной раз повезло, — добавляет Вячеслав Тихонов. — С одной стороны за ним еще долго вился скандальный шлейф «Юкоса». И кое-кто в Мордовии пытался на этой волне раскачать лодку «Согласия, Порядка и Созидания». С другой стороны — посадка Михаила Ходорковского спасла его от более крупных неприятностей. Например, от Нефтеюганска-2. Надо сказать, что тогда он смог каким-то образом оправдаться перед Владимиром Путиным и продолжил править регионом-13 аж до 2012 года…»