Актер Николай Большаков: “Именно зависть подталкивает нас к новым свершениям”
Народному артисту Мордовии Николаю Большакову исполняется 60 лет. Из них 35 лет он проработал в Русском драматическом театре. Этот год стал для актера особенным: в спектакле «Поминальная молитва» он сыграл роль, о которой давно мечтал, и снялся в клипе Иосифа Кобзона. Впереди еще много творческих планов, которые мастер сцены собирается воплотить в жизнь. История одной актерской судьбы в материале ТАТЬЯНЫ НОВИКОВОЙ.
Николай Большаков окончил Ярославское театральное училище. Вместе с ним училась будущая звезда экрана Анна Самохина. «Никогда не забуду эту милую худенькую девочку, которая потом превратилась в эффектную даму. Именно такой зрители увидели ее в фильме «Вор в законе», — рассказывает артист. В 1980-е годы попасть в кино было большой удачей. И у Большакова такая возможность появилась, когда он познакомился с кинооператором Львом Колгановым, который снял фильм «Строговы». «Мы познакомились в гостях у общих друзей, — вспоминает Большаков. — Они посоветовали попробовать меня в небольшой роли. Колганов предложил сыграть водителя. Правда, предупредил, что эпизод может не попасть в картину. Я согласился, но утром долго не мог встать с постели, потому что накануне мы засиделись до глубокой ночи. (Смеется — «С».) Так я и не стал кинозвездой». По словам артиста, он ничуть не жалеет, что не использовал свой шанс. Экран не передает той энергетики, которая существует в театре. Кстати, недавно народный артист Мордовии сыграл врача в клипе на песню Иосифа Кобзона, который молодой режиссер Дмитрий Литвиненко снимал в Саранске… Русский драматический театр стал для Николая Павловича судьбой. В Саранск он приехал в 1980 году. Пригласил актер Михаил Галицкий (сейчас заслуженный артист РФ и народный артист Татарстана), с которым вместе учились. Тогда Большаков не предполагал, что останется здесь навсегда. «Думал, поработаю немного, наберусь опыта, а потом буду покорять Москву, — улыбается артист. — Но, когда увидел на сцене местных актеров, был просто поражен! Вячеслав Акашкин, Любовь Денисова, Зинаида Кириллова, Евдокия Федяева — настоящие театральные легенды!» У Большакова много раз была возможность уехать из Мордовии, но он сделал свой выбор. Вот уже 35 лет играет на саранской сцене и сам ставит спектакли, хотя не имеет специального образования. «У меня все получается интуитивно, — рассказывает собеседник. — Скоро собираюсь ставить новый спектакль. Какая это будет пьеса, пока говорить не буду. Сами со временем все узнаете».
Сейчас труппа Русского драматического театра продолжает работу над «Поминальной молитвой», где Николай Большаков исполняет главную роль Тевье-молочника. Репетиции проходят в зале Пушкинской библиотеки, а 9 июля спектакль будет представлен на сцене Мордовского национального театра. «В тесноте, да не в обиде, — улыбается Николай Павлович. — В этом есть своя прелесть. Когда сидим на одном месте, привыкаем к нему. Творческим личностям постоянно хочется новых ощущений…» По словам Большакова, в труппе, конечно, не обходится без профессиональных конфликтов.
«Я очень несдержанный человек, могу даже закричать, — признается артист. — Это мне очень мешает, но порой просто не могу остановиться. Очень себя за это ругаю. Но, слава Богу, все прекрасно понимают, что срываюсь не со зла. Все актеры — люди эмоциональные». «Поминальная молитва» стала для Большакова звездным часом. Впервые этот спектакль он увидел в постановке театра города Орджоникидзе (Владикавказ) на фестивале в Йошкар-Оле. «Там был очень хороший Тевье, — продолжает Большаков. — Актер прекрасно справился с ролью. После спектакля я от души пожал ему руку». Тогда у Николая Павловича зародилась мечта самому воплотить образ Тевье. Лишь спустя много лет ему удалось это сделать… Московский режиссер Валентин Варецкий, едва увидев Большакова, сразу решил: вот он — главный герой! «Я с большой радостью окунулся в работу. Этот спектакль для нашего театра — настоящий подарок судьбы. Некоторые актеры получили работу после долгого перерыва. «Поминальная молитва» уже несколько месяцев с большим успехом идет в Саранске. Многие смотрели ее несколько раз. В нашем городе — замечательная публика. Только у некоторых есть недостаток: пользуются телефоном во время спектакля. Представляете, как неприятно актерам, когда из зала раздаются ужасные трели? Поэтому большая просьба: имейте уважение к нашей работе!»
Николай Павлович очень напоминает Тевье-молочника. Правда, утверждает, что, в отличие от этого героя, ему не хватает мудрости. «Иногда хочется про себя сказать: 60 лет, а ума нет и уже не будет! — улыбается Большаков. — Потому что в актерскую профессию идут не совсем обычные люди. Неужели нельзя найти более серьезное занятие? Например, стать военным… Сами видите, скольких людей сгубило это неблагодарное поприще. Оно поглощает всего человека. Отдаешь сцене всю эмоциональную энергию, сердце бешено колотится, чувства рвутся наружу. Возвращаешься домой, а сам продолжаешь жить на сцене».
Большаков давно носит звание народного артиста, но самое главное для него — быть НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ! По словам актера, награды не играют в жизни особой роли, потому что на первом месте должны быть душевные качества. «Когда мы приходим в баню, там нет генералов и президентов, — поясняет артист. — Люди снимают одежду и выглядят совершенно одинаково. Так что вот мораль такая: человек должен гордиться не регалиями, а поступками, за которые его должны уважать».
На пороге круглой даты Большаков полон сил и творческих планов. По-прежнему отдает себя театру, но старается не забывать о родных и близких. «Мое самое главное желание, чтобы у них всегда было хорошее здоровье, — говорит артист. — Когда у них все замечательно, тогда и мне хорошо». По словам Николая Павловича, очень хочется, чтобы окружающие считали его хорошим человеком. «В данном случае не помешала бы мудрость Тевье-молочника, но увы! — вздыхает актер. — Мне стыдно за многие поступки. Особенно за вспыльчивость. Сам того не желая, могу обидеть человека. Бывает, кому-то завидую. С другой стороны, именно зависть подталкивает нас к новым свершениям. Несмотря ни на что, считаю, что у меня нет врагов. Скажу честно, временами просто ненавижу себя за трусость, но самый главный мой недостаток — это излишняя откровенность…»
Воспользовавшись моментом, корр.«С» спросила актера о служебных романах, и тот не растерялся: «А вы в курсе, что их заводят все и везде? Если я играю на сцене с очаровательной женщиной, то обязательно заведу с ней роман, ну, допустим, виртуальный! (Смеется — «С».) А если серьезно, то честного ответа на этот вопрос никто не даст, потому что у каждого своя тайна…»