Двойная жизнь Виктора Березина
Он был эсером-террористом, пережил застенки царского режима и советского НКВД. Он создал в Саранске Союз художников и оставил нам богатое творческое наследие…
Союз художников Мордовии в ноябре отметил 80‑летие. У истоков его создания стоит Виктор Александрович Березин, принимавший активное участие в организации первых выставок в Саранске. Художник был яркой, неординарной и весьма противоречивой личностью — исследователь мордовской культуры, революционер, общественный деятель и жертва массовых репрессий. В молодости Березин состоял в террористической группе, устроившей покушение на симбирского губернатора Старынкевича. По некоторым данным, был причастен к боевой организации эсеров, планировавшей покушение на царя Николая II. В 1938 году попал в жернова НКВД, но через несколько лет был оправдан. Многие подробности судьбы этого незаурядного человека стали известны благодаря кропотливой исследовательской работе заведующей отделом музейной педагогики Республиканского музея изобразительных искусств им. Эрьзи Натальи Осяниной. О роли творческой личности в истории она рассказала Татьяне Михайловой.
Виктор Березин являлся заметной фигурой в жизни Саранска в 1920–1930 годы, но исследователям не доставало конкретных фактов его биографии. «Попытки узнать подробности в Союзе художников, организатором которого он был, не увенчались успехом, — рассказывает Наталья Осянина, — как и в Гуманитарном институте при правительстве Мордовии. Березин там два года работал научным сотрудником. Информация поступила совсем из другого источника… В 1938 году Виктор Александрович был арестован сотрудниками НКВД. Его дело хранится в архиве ФСБ. Оно и позволило узнать факты жизни художника…»
Террор
Виктор Березин родился 4 февраля 1886 года в селе Пятине Корсунского уезда Симбирской губернии. Его отец работал учителем, а затем стал священником. В семье росли еще два брата, которые получили хорошее образование: Михаил стал известным врачом, Владимир — военным. До 1907 года Виктор учился в симбирской гимназии. Там постепенно приобрел политические интересы в духе времени: читал оппозиционную литературу, поддерживал бунтарское движение семинаристов. «Одной из причин, по которой юноша встал на путь политической борьбы, стала размолвка с отцом, — продолжает исследовательница. — Виктору хотелось стать живописцем, поступить в художественное училище, но родитель был категорически против». Возможно, в этом кроется причина бурной судьбы нашего героя! Тайная, полная опасности жизнь революционера стала ответом на давление отца-священника. В 1904 году Виктор вступил в партию эсеров, занимался агитацией среди крестьян, развозил запрещенные издания по селам. Через два года вошел в террористическую группу эсеров‑максималистов, которая готовила покушение на симбирского губернатора. Заговорщики постановили его наказать за «приказ выпороть четыреста крестьян». В Старынкевича была брошена бомба. Получив тяжелые ранения, он впоследствии умер от заражения крови и паралича сердца. Нападавшие скрылись, а всех задержанных полиция отпустила из-за недостатка улик. Виктор Березин был арестован и выслан на три года в Тобольскую губернию. Для теракта это слишком мягкое наказание. Вероятно, его обвинили в чем-то другом. В 1908 году ссыльный бежал во Францию, поскольку стали всплывать подробности его участия в террористической деятельности…
В Париже Березин вошел в состав боевой организации эсеров, планировавшей убийство императора Николая II. Однако группу распустили, когда стало известно, что ее руководитель Азеф является провокатором и агентом департамента полиции. Это нанесло жестокий удар по репутации партии социалистов‑революционеров, возможно, поэтому Березин с ней порвал и устроился на завод. В свободное время посещал литературный кружок Анатолия Луначарского, прослушал курс лекций по естественным наукам и философии в Русском университете. В Париже он решил осуществить давнюю мечту и поступил в частную академию художеств. Обучение не завершил. В 1917 году в России произошла Февральская революция, и препятствий для возвращения на Родину больше не было…
Саранск
Потеряв интерес к революционной деятельности, Виктор Березин приехал к отцу в Симбирскую губернию. Жил в городе Курмышеве. Женился. Встречал знакомых по партии, которые пытались привлечь его на работу в земстве. Тогда в местных органах власти участвовали члены различных партий. Семейное счастье художника было недолгим, вскоре после свадьбы жена заболела и спустя непродолжительное время умерла. Безутешный вдовец перенес нервное потрясение, сам тяжело захворал и уехал в Саранск к брату-врачу. Михаил выхлопотал для Виктора интересную работу: в августе 1919 года его назначили директором Музея родного края (ныне краеведческий музей им. Воронина). Вскоре в Саранск приехал и отец. Спасаясь от ареста, он снял священнический сан, распродал имущество и бежал из родных мест…
Музей подчинялся Отделу народного образования. В этом учреждении директор познакомился с красивой машинисткой польских кровей Галиной Казанской. В августе 1920 года они поженились. У супругов родился сын Мстислав, а через три года — дочь Эрика. В Мордовии Виктор Березин часто менял место службы. Работал художником-инструктором в рузаевском Народном доме, оформителем в саранской артели «Художник». «По всему видно, что в зрелом возрасте юношеская мечта о живописи, подкрепленная парижскими уроками, стала воплощаться в творческую профессию…» — рассказывает Наталья Осянина.
После учреждения Мордовской автономной области в 1930 году начался подъем творческих сфер деятельности — образования, науки, театра, литературы, музыки. А в изобразительном искусстве значительных подвижек не наблюдалось. Тогда Виктор Березин написал в редакцию газеты «Красная Мордовия» письмо с предложением организовать студию-мастерскую для подготовки художников‑оформителей. «Денежный вопрос уже до некоторой степени регулируется, — уверял он. — 50 процентов средств мастерская может иметь от заказов при обслуживании театров, изб-читален, клубов, учреждений…»
Обращаясь к властям, Березин говорил о необходимости объединить всех единомышленников в Союз советских художников и провести в Саранске первую выставку живописи. Инициатива оказалась своевременной, при Облисполкоме создали оргкомитет, и живописца включили в его состав. Березин активно приступил к объединению художественных кадров. На энергичного деятеля обратило внимание руководство области. Для решения поставленных задач Виктора пригласили в только что созданный Институт мордовской культуры (ныне Институт гуманитарных наук при правительстве РМ), где с 1933‑го по 1935 год он возглавлял изосекцию.
Это учреждение стало центром, где рождались и осуществлялись идеи по развитию изобразительного искусства. Через месяц в институте вышел приказ о подготовке областной художественной выставки и созыве первого съезда художников Мордовии.
Первая выставка в Саранске прошла в 1934 году, в ней участвовали семь художников. Затем состоялись еще две. Все они готовили почву для первой масштабной республиканской выставки в 1935 году. В институте Березин курировал еще два направления, организовывал изокружки в городах и селах, собирал и обрабатывал материалы о мордовском народном искусстве.
«Виктор Александрович был глубоко неравнодушным человеком, — говорит Наталья Осянина. — Весь энтузиазм и силы вкладывал в культурное строительство. Саранск стал для него родным городом…» В 1935 году Березина уволили из института по неясным до конца причинам. Виктор вновь устроился в артель «Художник», которая создавалась в 1920‑х годах при его участии. Рисовал вывески и афиши, оформлял номера домов и названия улиц, транспаранты и плакаты к советским праздникам. Этим зарабатывал на жизнь, а для души было свое творчество и работа по объединению местных живописцев. В ноябре 1937 года состоялся первый съезд художников Мордовии, на котором было создано местное отделение Союза советских художников. Увы, Виктора Александровича среди делегатов не оказалось… Незадолго до мероприятия арестовали художника-оформителя Василия Детцова. Газеты назвали бывшего красного командира «врагом народа», а Березина — его пособником и укрывателем. Детцова обвинили в контрреволюционной деятельности и искажении советской символики при оформлении различных учреждений. «Тройка» приговорила его к 10 годам. Березина тут же исключили из рядов Союза. Через год под сводами церкви Иоанна Богослова на улице Демократической открылась художественная студия. Там же в 1938 году прошла четвертая художественная выставка. Березин в ней не участвовал, так как находился за решеткой…
«Враг народа»
«Отношения с органами у него не сложились с самого начала жизни в Саранске, — рассказывает Наталья Осянина. — Он был слишком неординарной личностью. Из массы горожан Березина выделяли бурная революционная молодость, продолжительная жизнь за границей, неуемная энергия, нежелание «плыть по течению». Его неоднократно арестовывали и допрашивали, в доме проводились обыски. В итоге художника принудили к сотрудничеству с органами госбезопасности. Находясь в саранской тюрьме, он дал показания на ряд лиц из Союза охотников, якобы снабжавших кулаков боеприпасами. Вплоть до последнего ареста в 1938 году Березин регулярно информировал кураторов о встречах и разговорах с людьми, которые представляли интерес для органов. Как и в молодости, художник вел двойную жизнь. Но теперь поступками бывшего террориста руководил страх за семью.
«Вряд ли мы имеем право осуждать Виктора Александровича, — считает Наталья Осянина. — Тем более что тайная служба не спасла его от ада, который приготовили вчерашние покровители». Березина арестовали 4 февраля 1938 года. Допрос длился конвейером пять суток без перерыва. Обвиняемого били до потери сознания, в итоге вынудили рассказать о своей «контрреволюционной деятельности» и подписать «нелепый протокол». Позже он написал жене уже из лагеря, что в этот период у него неоднократно возникали мысли о самоубийстве. Осенью 1938 года мучениям в застенках пришел конец. За контрреволюционную деятельность Березина осудили на 8 лет лагерей. Наказание отбывал в Пермской области. Супруга писала жалобы Берии и Калинину, она верила в справедливость советской власти и злоупотребления на местах. Сам осужденный тоже посылал ходатайства в различные инстанции. В итоге дело пересмотрели: в феврале 1940 года заключенного перевели в Саранск, через год Березин вышел на свободу.
Ему было 55 лет, он был рад вернуться к работе. Живописца восстановили в созданном при его участии Союзе художников Мордовии, а в апреле 1944 года даже избрали председателем правления. Во время войны организации приходилось распространять облигаций фонда обороны и решать бытовые вопросы малообеспеченных художников, выделять одежду и обувь. Победа вдохновила людей на новые свершения. Весной художники готовились к празднованию Победы над фашисткой Германией, оформляли для этого улицы города. Приближалось 60‑летие, но Виктор Березин не дожил до торжества. 27 сентября 1945 года он поехал вместе с охотниками, которые устроили облаву на волков. На обратной дороге близ села Татарская Тавла грузовик перевернулся. Из 16 человек, находящихся в кузове, Березин пострадал больше всех. Художника повезли в Саранск на подводе, но по дороге он скончался…
Виктор Березин оставил жителям Мордовии большое творческое наследие, такое же интересное и многогранное, как его судьба. Он работал в живописи, графике, скульптуре. Его полотна хранятся в краеведческом музее им. Воронина и музее им. Эрьзи. Но это уже совсем другая, не менее захватывающая история…
О творчестве уникального мастера читайте в следующих номерах «Столицы С»…