Воскресенье, 16 июня
Культура

Топ-10 лучших фильмов 2017 года

Кинокритик Николай Кандышев подвел киноитоги и составил рейтинг лучших фильмов, выходивших в российский прокат в этом году.

Нынешний год выдался ровным и практически без серьезных провалов и взлетов. В итоговый топ пробилось только два крупнобюджетных проекта. Один комикс, разумеется, и впечатляющий сиквел классики научной фантастики. Остальное сплошь киноптенцы из независимого гнезда. Три хоррора — один из лейтмотивов под которым прошел 2017-й год. Российская индустрия может смело поставить себе ноль. «Время первых» и «Салют-7» — тому яркий пример. В списке сразу две российские ленты, представившие симметричный взгляд на сегодняшнюю российскую действительность. Был соблазн включить и «Притяжение», но Даррен Аронофски спутал планы. Поэтому позднее будет рейтинг из лучших российских картин. Место для Бондарчука там припасено. В топе есть явные фавориты, так и темные лошадки. К сожалению, этот год обошел нас в плане потрясающих анимационных лент. Не новая работа Pixar – «Тайна Коко», не прошлогодняя лента Макото Синкая «Твое имя», стали приятным времяпрепровождением и не более.


10. «Оно приходит ночью» (18+)

Лента Трея Эдварда Шульца тихой сапой подкралась к зрителю в середине этого года. Удивительная вещь, по лаконичности повествования. Человечество на грани вымирания из-за вспышки вируса. Немногие оставшиеся в живых люди ищут возможности для спасения. В центре сюжета семья из трех человек — муж, жена и их сын-подросток, которые обосновались где-то глубоко в лесу. Они и будут объектом эксперимента авторов ленты. Минималистичные мрачные декорации и упрощенный сюжет полностью концентрирует твое внимание на происходящем на экране, раскрывая дозировано суть всего действа.

Цель его проста — настолько ли мы разумны, как нам кажется? Если в итоге Илон Маск и ему подобные провидцы не смогут нас переселить на другую планету, то возможно ли в случае катастрофы — сохранение человеческой расы. Будут ли действовать установленные нами правила? Сколько пройдет, прежде чем наступит закономерная анархия? В конце фильма создатели скорее делают вывод, что, не смотря на регламентируемый свод правил, мы скатимся до первобытных инстинктов, только завидев на горизонте опасность для нас или нашей семьи. На что непрозрачно намекает и картина нидерландского гения Питера Брейгеля старшего – «Триумф смерти», попадающая в кадр. Трей Эдвард Шульц успевает и пройтись по вопросу диктатуры в семье. На авансцене происходящего глава семейства в исполнении Джоэла Эдгертона, не только примечательный актер, но и не безынтересный режиссер. Его дебютная картина «Подарок», вышедшая два года назад также смогла стать ярким событием в жанре хоррора.

Забавно, что тема фильма и сюжет напоминает другую ленту, представленную в списке. Только о ней ниже. А название, волей неволей, ассоциируется с самым кассовым фильмом ужасов всех времен – «Оно» Андреса Мускетти. Вышедшая в этом году экранизация известного романа Стивена Кинга путем естественного отбора уступила свое место в топе конкурентам.

9. «Логан» (18+)

Так как мы уже давно живем под всевидящим оком Железного человека и Бэтмена, без кинокомикса не обойтись, подводя итоги года. Отрадно, что вся линейка продукции Marvel и DC оказалась без контрафакта. И «Чудо-женщина» Пэтти Дженкинс, и «Человек-паук» Джона Уоттса представили свой взгляд на двух краеугольных героев жанра. И как видится, смогли раскрыть культурную значимость персонажей. Автор «Реальных упырей» Тайка Вайтити смог вдохнуть новую жизнь в историю про Тора. Только напичканная шутками и пасхалками лента чертовски напоминала «Стражей Галактики» Джеймса Ганна. Последний смог сделать великолепный сиквел, развив сюжет, героев, расширив команду и представив нового и отличного антагониста в лице героя Курта Рассела. Продолжение приключений малыша Грута и Ко была в топе, если бы не реквием от Джеймса Мэнголда.

«Логан», премьера, которого на Берлинале-2017 вызвало и оглушительный гром аплодисментов, и слезы высокомерных снобов. Как в свое время произошло в Каннах с первым фильмом про зеленого огра — «Шрека». Как можно не проронить скупую кинокритическую слезу, когда герой Патрика Стюарта умирает от рук усовершенствованного Росомахи? А героиня, дебютантки Дафни Кин – Х-23, только обретя отца в лице Хью Джекмана, вынуждена его потерять. В отличие от предыдущей картины топа, это история скорее дает нам шанс на искупление. Потому что жанр комикса создавался не для получения прибыли, а, чтобы дать нам надежду. Даже в таких мрачных историях, как «Хранители» и «Темный рыцарь» стакан скорее был наполовину полон. Пронзительная работа Джеймса Мэнголда не только сохраняет этот лейтмотив, но и выполняет еще одну важную функцию. Благодаря «Логану» зрители попрощались с одними из лучших экранных героев комиксов, на плечах которых живет и дышит несколько франшиз. Ведь покой они, видит Тор, заслужили!

8. «Нелюбовь» (18+)

Шедевр Звягинцева. Один из фаворитов на «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Автор бесспорного таланта уже в пятой картине продолжает разглядывать неприглядную российскую действительность сквозь призму борьбы маленьких людей с античеловеческими условиями. Как и в предыдущих двух лентах («Елена», «Левиафан»), режиссер выбирает в качестве катализатора – политическую ситуацию в стране. Вот только если в лучших образчиках классической русской литературы «маленький человек» был скромным, забитым, но ранимым персонажем, которому хотелось сопереживать. Герои же Звягинцева, хоть взять Елену из одноименного фильма, персонажа Алексея Серебрякова из «Левиафана», либо главных героев из нового фильма — «Нелюбовь», сочувствие вызывают едва ли.

В последней картине ты нисколько переживаешь паре Бориса (Алексей Розин) и Евгении (Марьяна Спивак), которые готовятся разъехаться и больше никогда не встречаться, считая дни, когда они смогут это сделать. Сколько тебя волнует судьба их ребенка — Алеши, который после одной из ссор сбегает из дома. Квинтэссенция картины — сцена в морге. Шоковая терапия, которая должна помочь!.. Однако, тщетно! Вместо раздольного и плодовитого сада, остается запущенный огород с овощами. О чем ненавязчиво свидетельствует саундтрек нашей жизни — голоса Станислава Кучера и Дмитрия Киселева. Но принять картину как данность ты не можешь. Процесс пошел… Потому что Звягинцев ломает стереотип. И вместо безапелляционного кадра «Левиафана» с воздвигнутым храмом, ты видишь нить Ариадны в виде добровольческого отряда «Лиза Алерт» — практически антагониста мира «Нелюбви».

7. «Прочь» (18+)

Единственный в списке режиссерский дебют. Картина Джорадан Пила, известного по выступлению в комедийному дуэте «Кей и Пил», стала одним из самых громких хитов минувшего года. Сатирический хоррор припущенный изрядной толикой черного юмора собрал не только внушительную кассу, окупив в десяток раз свой бюджет. Также ему удалось покорить критиков по обе стороны океана. Удивительный сценарий, идея, а главное ее воплощение сделали свое дело. Лента бьет по больным точкам Америки – расизму и классовому неравенству. Такое было сотни раз. Только хоррор-начинку заменяли нарочитой драмой о преодолении как в «Военном ныряльщике» и «Скрытых фигурах», либо бескомпромиссным противостоянием черного и белого как в «12 лет рабства» и «Джанго».

Джордан Пил благоразумно отошел от клише — бедных чернокожих. А справедливо указывает, что Америку губит лицемерие и полутона. Милая размеренная жизнь на самом деле в лучшем случае недостижимая утопия. В худшем – тихий омут, в котором обитают черти, готовые тебя испотрошить. А благо престарелых американцев зависит напрямую от ресурсов молодых и работоспособных единиц, вынужденных пахать ради создания стариковского рая. Как часто бывает именно благотворная доля цинизма, спасет главного героя в исполнении Дэниэла Колуя из первого сезона «Черного зеркала». Когда ему на выручку в самый критический момент приходит его друг, не верящий (и правильно делает) в Эдем для «черных» на Земле.

6. «Бегущий по лезвию 2049» (18+)

Продолжение культовой классики 1982 года заслуженно стало одним из самых громких и ярких событий в 2017 году! Канадский постановщик Дени Вильнев, одна из главных надежд научной фантастики, сделал куда более важную вещь, чем просто отреставрировал несколько потускневший от времени оригинал. Он придал импульс истории, подаренной нам Филиппом К. Диком и Ридли Скоттом. Сюжет о противостоянии репликантов и людей за место под солнцем приобрело новый виток. Общая рефлексия сохранилась, но масштаб куда более очерчен.

В первом фильме вся драматургия в итоге скатилась до финальной схватки полицейского Рика Декарда (Харрисон Форд) и главаря кучки репликантов Роя Батти (Рутгер Хауэр). Дени Вильнев старается понять действия всех сторон конфликта. Увлекая нас детективным сюжетом и отсылками к первому фильму, он демонстрирует блестящий анализ этого нового мира. Окружающая действительность и прекрасна, и ужасна. Джаред Лето в роли Бога нового мира — прекрасен. А его главный ангел, в исполнении Сильвии Хукс, так и вовсе видится образчиком невозмутимости и чуть ли не лучшим злодеем в этом году. Терзания Райана Гослинга, который в топе представлен дважды, очень напоминают сомнения персонажа Донала Глисона в работе Алекса Гарленда — «Из машины». Пожалуй, вопрос о природе главного героя — главная интрига фильма. А возложенный на него ореол спасителя новой расы, сталкивает нас с показанным уже подобным лейтмотивом в «Дитя человеческое» Альфонса Куарона и романе Ричарда Мэтисона «Я легенда». Вердикт тоталитаризму «homo sapiens» в «Бегущем по лезвию 2049» неутешителен. В «Прибытии» Дени Вильнев год назад человеческая участь казалась куда оптимистичнее.

5. «Ла-Ла-Ленд» (16+)

Рекордсмен премии «Золотой глобус». Она же картина, чуть не уведшая из под носа главный приз Американской киноакадемии у «Лунного света». Великолепное прочтение Америки, мюзикла, кинематографа и конечно Лос-Анджелеса, местом впитавшим все эти дефиниции, молодым оскаровским лауреатом Дэмьеном Шазеллом. Головокружительные танцевальные номера, блестящий саундтрек и отличные композиции друга режиссера Джастина Гурвица, которого академики также не оставили без внимания могут ввести зрителя в заблуждение. Фильм, несомненно, посвящение мюзиклу, как важнейшему из жанров американского кино. Но сам «Ла-Ла Ленд» таковым не является. Прежде всего, это авторский взгляд на проблему преодоления трудностей на пути к заветной мечте. Оба героя в исполнении Райана Гослинга и Эмми Стоун желают воплотить свои грезы в реальность. Вот только спасение джаза и успешная карьера актрисы, конечно разнятся по своей важности и степени сложности. Отсюда и камень преткновения, разделяющий влюбленных. Каждый выбор чреват потерями как с одной, так и с другой стороны. Это нам еще прекрасно показал Жако Ван Дормаль в «Господине Никто».

Дэмьен Шазелл после «Одержимости», снова поднимает проблему столкновения современного мира и поостывших ценностей. Во второй раз он дает нам надежду, что жив не только джаз, но и возможность для преодоления себя и покорения заветной вершины. Пробуйте! Дерзайте!

4. «Лунный свет» (18+)

Триумфатор последней церемонии «Оскар». Второй дебют в топе режиссера Барри Дженкинса получил три статуэтки, в том числе «за лучший фильм». Помимо этого за «лучший сценарий», были отмечены сам постановщик и Тарел МакКрейни. А Махершала Али наградили за лучшую мужскую роль второго плана. Актер, хорошо знакомый по сериалу «Карточный домик», появляется в кадре буквально на двадцать минут, но его фантом остается в фильме практически до конца. Это чувствуется в главном герое – чернокожем мальчике из калифорнийского гетто. Будучи ребенком, он вынужден терпеть насмешки одноклассников, и мирится с матерью-наркоманкой (впечатляющая Наоми Харрис). И все бы было ничего, если он не был другим даже среди других. Он еще не осознает, что гей, но вскоре понимает, что подобное никак нельзя афишировать в гетто.

Боль и вражда проносятся красной нитью через фильм. На поставили крест — «гей-драмой». Снова, как и в случае с «Ла-Ла Лэндом» — поверхностная градация. Авторы абсолютно не нарочито дают понять, что нет ничего хуже, когда обстоятельства нас заставляют быть теми, кем мы не являемся. А форма повествования в парадигме «детство, отрочество, юность» и вовсе нормальным образом поднимают тему, что все корни проблемы самоидентичности уходят в ранние годы. Невероятно честная и искренняя работа. Каждую деталь сюжета можно поменять и ты поймешь, что фильм про нас. Абсолютно никакой роли не играет, кто в центре повествования – чернокожий или гей. Каждый из нас живет в системе координат, в которой не может стать самим собой.

3. «Аритмия» (18+)

Лучший российский фильм этого года, получивший гран-при и приз зрительских симпатий на «Кинотавре». Это гимн любви, как единственному возможному варианту спасению из нашей убогой российской действительности. Зарисовка Бориса Хлебникова способно реанимировать атрофированные чувства, как то патриотизм или вера.

Она во многом это делает. Оптимизм, прежде всего, в лице главных героев в исполнении Александра Яценко и Ирины Горбачевой порой беспочвенный дает нам шанс. На этом фоне картина диссонирует с «Нелюбовью». Звягинцев куда более критичен в своих оценках. В то время Хлебников предлагает практически апологию российского общества. Герой Яценко, работает в Скорой помощи, как и персонаж Виктор Служкин из романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», является по своей сути лишним в этом мире полутонов и компромиссов. Наверное, упрямая сила воли и бескомпромиссность тебя как раз и подкупает при просмотре картины. Не факт, что как и главный герой, мы сможем спастись или спасти, но определенный рецепт как попытаться это сделать у нас теперь есть.

2. «Мама!» (18+)

Лента, обреченная стать культовой. На премьере в Венеции ее освистывали и ей же аплодировали. После двух часов абсолютного удовольствия недоумеваешь…. Как можно было не оценить столь искусную работу постановщика? Видно насколько вдохновенной для режиссера была и идея картины, и процесс ее воплощения. Раскрученные Дженифер Лоуренс и Хавьер Бардем создали отличный дуэт, абсолютно отойдя от своих предыдущих ролей, и полностью отдав себя в руки автора «Реквиема по мечте» и «Рестлера».

В этом году уже выходил фильм на библейский мотив. Ридли Скотт представил нам новую часть «Чужого», окрестив ее «Завет». Даррен Аронофски также явно вдохновляется текстом священного писания. Под его взором проносится история человечества от создания мира, до его закономерной гибели. Бог – Хавьер Бардем. Дженифер Лоуренс — Дева Мария – играет собирательный образ жизни ли природы. Эд Харрис примерил роль Адама, а Мишель Пффайфер – Евы соответственно.

Все персонажи на своих места. Даррен не скупится на критику и религиозного фанатизма и людского эгоцентризма. Прекрасная операторская работа и монтаж обрамляют все острые круги, которые лишь грозятся тебя задеть. По окончанию ты невольно осматриваешь себя на предмет ран, но остаешься целым. Вот, только твое сознание уже не будет прежним.

1. «О теле и душе» (18+)

Драма, победившая на последнем Берлинском кинофестивале, венгерского режиссера Ильдико Эньеди. Невероятное погружение во внутренний мир двух одиноких людей. Он — угрюмый и последовательный директор мясобойни. Она — новый сотрудник, работающая на проверке качества мяса. Чрезвычайно педантично дотошна и, абсолютно невинна. Поэтому свои проблемы и чаяния она рассказывает детскому психологу! И надо сказать, не смотря на свое сомнение в компетенции, он искренне пытается ей помочь. Инфантильность характерна и для сурового и твердого в своих решениях начальника. Оба уязвимы и очень закрыты для посторонних. А последний и вовсе калека, потерявший руку. По ходу действа мы узнаем их страхи, переживания и мечты. Настолько разные, что до конца не веришь в то, что они смогут переломить себя. Слишком долго герои были дикими, чтобы подавить себя. В итоге природа берет вверх.

Грезы автор разумно переносит в сон, где мы можем быть, кем захотим или желаем. Герои непроизвольно останавливают свой выбор на оленях. Сначала соединяются их «души». А вот «тела» упрямо сопротивляются, стремясь не только оставить зрителя без хэппи-энда, но и угрожая навредить самим героям. Вот только вся драматичность, удивительным образом даже в самые пиковые и жесткие моменты, смотрится также очаровательно и мило.

Невероятно трепетная и светлая история о любви, о попытке создания истинного рая. В отличие от первой картины в топе, лента Ильдико Эньеди достигает катарсиса за счет апеллирования к слиянию нашей внутренней природы и окружающего пространства вокруг. В холодном порой мрачном и грязном мире необходимо видеть красоту и силу, способную нас спасти. Главное, ей не сопротивляться.

Материалы по теме
Закрыть