Пятница, 24 мая
Транспорт

Тушить байком

Обзор уникальных пожарно-спасательных мотоциклов мордовского Управления МЧС.

ГУ МЧС по РМ

Обзор уникальных пожарно-спасательных мотоциклов мордовского Управления МЧС

На службу МЧС Мордовии прибыла самая дорогая техника для перевозки двух огнетушителей. Шутка. Каждый из четырех мотоциклов БМВ действительно может брать с собой только пару небольших аппаратов для тушения огня, но, помимо этого, на борту есть электрогидравлические ножницы, с помощью которых можно вызволить людей из покореженного автомобиля. Для чего еще нужна новая техника — узнал ​Денис Тюркин.


Мотоциклы в МЧС Мордовии появились впервые. Каждый из четырех BMW F800GS (объем мотора «зашифрован» в названии модели) «в базе» стоит чуть менее 1 миллиона рублей. После того как байк оброс мощной нестандартной защитой двигателя, спецсигналами, дугами для крепления двух огнетушителей, двумя боковыми боксами для спасательного оборудования и, собственно, этим оборудованием, цена (по данным «С») выросла почти вдвое!

Но техника непростая, оттого и недешевая. Чего стоят только электрогидравлические разжим-кусачки одной из лучших в мире компаний по производству спасательной техники — ​голландской Holmatro. Как правило, на вооружении спасателей стоят достаточно громоздкие неавтономные гидравлические разжимы. Эти же весом 13 кг не нужно никуда подключать, они готовы к работе всегда, если только заряжен аккумулятор. Да, вот так: даже мощный инструмент может быть мобильным, как ваш смартфон. А необходимость применения разжим-кусачек возникает часто. Как правило, с их помощью вызволяют людей из помятых машин.

Вот и основная задача данных мотоциклов — ​выезд на места дорожных происшествий. Могут они потушить и небольшое возгорание. Причем не только с помощью порошковых огнетушителей, но и специальной ранцевой установки, куда под давлением закачивается смесь воды и пены. Получается очень эффективный состав.

© Столица С | Денис Тюркин

© Столица С | Денис Тюркин

© Столица С | Денис Тюркин

Что еще из оборудования можно перевезти на одном мотоцикле? Конусы и ленту для ограждения, фонарь, радиостанцию, защитные маты (чтобы можно было обложить ими острые края металла или стекол), аптечку, ремень, спасательный конец Александрова (такая веревка, которую можно бросить утопающему), мешки, что-то вроде молотка для разбивания окон, альпинис­тская веревка для спуска с высоты.

© Столица С | Денис Тюркин

© Столица С | Денис Тюркин

Пока в МЧС специализированное подразделение (вроде мотовзвода в ГИБДД) не создавали. Пошли по пути наименьшего сопротивления: нашли шестерых сотрудников, у которых открыта категория А в водительском удостоверении, и закрепили их за техникой. У старшего инструктора химической и радиационной разведки, спасателя специализированной пожарно-спасательной части Саранска Владимира Юрченкова, который вошел в этот список шестерых, есть личный мотоцикл. «Днепр». В деревне. Ездил он на нем в молодости. Сейчас, само собой, за руль садится нечасто. Потому привыкать к БМВ придется долго. Как и еще пяти спасателям. Среди них лишь один время от времени ездит на работу на мотоцикле, который, скорее, лучше причислить к макси-скутерам из-за объема мотора в 250 «кубиков».

Особое мнение

Алексей Елизаров © Столица С | Денис Тюркин

«Изначально мне вообще было непонятно, зачем пожарным мотоциклы, — ​говорит опытный байкер из Саранска, мотопутешественник Алексей Елизаров. — ​Только после того, как познакомился с техникой, узнал, какие инструменты она перевозит, сделал для себя вывод: она полезна для выезда на ДТП. На мой взгляд, выбор для таких целей конкретной модели — ​800-кубового «гуся» — ​не совсем адекватный. Модель достаточно легкая, а оборудования много. Есть множество мотоциклов, которые способны увезти больше груза. Двигатель на этом БМВ (кстати, он классифицируется как туристический эндуро, то есть предназначен для бездорожья) слабоват. Опять же: для заявленных целей. Предполагается, что ездить они будут по асфальту, поэтому можно было взять хороший дорожный мотоцикл с большей грузоподъемностью и более мощным двигателем. Представляю, как непросто ребятам будет ездить на них. Все-таки груза много, центр тяжести высоко. Зато с надежностью все в порядке, в этом плане очень хороший аппарат. Пожалуй, единственный конструктивный недостаток связан с иммобилайзером. Случается, что теряется связь между ним и ключом зажигания, сгорает ненадежная микросхема. И тогда завести мотор невозможно. Причем напрямую замкнуть проводки тоже нельзя!»

Материалы по теме
Закрыть