ЧМ-2018

Казань взяли

Данил (слева) и Андрей из Саранска© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С
© Денис Тюркин | Столица С

Чему стоит поучиться Саранску у главного города Татарстана в рамках подготовки к ЧМ-2018

Сборная России 24 июня на стадионе «Казань-Арена» проиграла сборной Мексики и выбыла из борьбы за Кубок Конфедераций-2017. Денис Тюркин посетив матч, и оценив, как главный город Татарстана подготовился к наплыву болельщиков со всего мира, задался одним главным вопросом: почему в Казани нет пробок?!

В «российскую столицу татар» корр. «С» специально отправился на личном транспорте, примерив на себя роль «автомобильного» туриста и болельщика. Советую всем ехать через Алатырь, Порецкое и Шумерлю. 450 км дороги без ям (с поправкой на российское понятие ямы) и с минимальным трафиком. Чего не скажешь об ульяновских трассах, которые стоит старательно избегать. Хотя иностранному автомобилисту даже в Татарстане будет не по себе. Вот как объяснить привыкшему к многополосным скоростным автобанам бюргеру, что две полосы, время от времени переходящих в три, федеральной трассы между Нижним Новгородом и Казанью (М7) — это не позор страны, а обыденность, норма? Езда по М7, как и по всем другим крупным «литерным» федералкам, напоминает массовый исход динозавров. Где тысячи тысяч фур — это 40-тонные суперозавры, а вы на легковушке — мешающийся под ногами более тяжелых, но не всегда медленных сородичей легкий аллозавр. Подъездные дороги к Саранску от соседних столиц примерно в том же состоянии лишь с одним отличием, хотя и существенным: покрытие на них лучше в разы.

На въезде в Казань весь этот исход динозавров растворяется в многополосных шоссе. И это, пожалуй, главное откровение от посещения города-миллионника. Где пробки? Почему нет пробок? Когда бы корр. «С» по нему не проезжал (вечером, днем, утром ли), стоять нигде не приходилось. И это в дни проведения матчей Кубка Конфедераций с массовым наплывом болельщиков. Непонятно, то ли настолько хорошо организовано движение (отрегулированы светофоры), то ли помогают многочисленные развязки, построенные в самых, казалось бы, неожиданных местах. В любом случае Казань в этом плане — откровение.

Если еще кто-то живет предрассудками насчет того, что в Татарстане никто не нарушает ПДД из-за строгих гаишников и многочисленных камер, спешу расстроить. Или обрадовать. Количество идиотов за рулем здесь не меньше, чем в любом другом городе страны. Но не больше, чем в Москве. Столицу никому не переплюнуть. Камер в главном городе Татарстана хватает, но сейчас, думается, по насыщенности Саранск сравнялся с ним. Единственное отличие — в Мордовии этим летом не ставят передвижных радаров. В Казани они встречались, но лишь там, где высока концентрация туристов (улицы, прилегающие к точкам интереса). Ну и, само собой, на магистралях у стадиона.

Там же много дорожных полицейских. Делают выборочную проверку транспорта, невзирая на номера (местный/не местный). Кстати, на посту ГАИ перед Казанью никакого тотального досмотра не было. Будничная работа. Корр. «С» вообще ни разу не останавливали. В самом городе все кишит полицейскими, а пик концентрации, естественно, достигается возле стадиона «Казань-Арена». Но никакого давления не ощущается. Никто из них не смотрит на тебя, как на потенциального преступника. Точнее, ты этого не чувствуешь. Полицейские ходят пешком, ездят на авто и на лошадях. Даже смотрят за гостями и горожанами с небес: в день матча возле стадиона был поднят в воздух воздушный шар, судя по всему, с камерами.

Но больше все-таки на улицах Казани было не полицейских, а волонтеров. В основном, молодежи (в том числе, иностранцы), хотя изредка встречались и люди старшего возраста. Каждый — буквально каждый — волонтер улыбается тебе и готов придти на помощь. Волонтеры работали в оцеплении у стадиона, на входе в стадион, на самом стадионе… Их прозрачные палатки стояли на площадях во многих районах Казани. Всем управляли тысячи этих славных улыбчивых ребят. В день матча они стояли на остановках общественного транспорта и кричали, когда подъезжал автобус, направлявшийся до стадиона. Чтобы люди не пропустили. Напомню, что волонтер этот тот, кто работает для общества бесплатно.

Казань в эти дни жила не только футболом. В городе хватает точек интереса и без этого. Тут масса туристических объектов, пусть и специфически новодельных. И Саранск здесь проигрывает с более серьезным, чем Россия Мексике, счетом. За последние годы благодаря множеству мероприятий всемирного масштаба жители других государств узнали о Казани и поехали в Казань. А столица Татарстана благодаря этому улучшила дорожную инфраструктуру (хорошо заметно, что на многих улицах асфальт уложен совсем недавно), гостиничный сервис, хотя до европейских высот ей еще есть, куда расти. Уже за сутки до матча Россия — Мексика в городе было непросто найти свободный гостиничный номер. В столице Мордовии пока слишком мало мест для размещения. Удастся ли их довести до приемлемого количества к следующему лету?

Ездить по городу на общественном транспорте одно удовольствие. Помимо наземного есть еще и метро. Интервал между автобусами и троллейбусами короткий, давки никогда не наблюдалось. Кондукторы есть, и они принимают как наличные, так и транспортные карты. Типичные автобусы — это короткобазные «Нефазы» на шасси камазовском шасси. Неказистые внешне, довольно шумные, но на неплохих казанских дорогах относительно комфортные. Встречаются еще и МАЗы, точно такие же, что и в Саранске. Отличие одно: фирменный цвет автобусов в Казани — красный. Водители общественного транспорта не прочь поговорить за рулем по телефону и послушать громкую музыку. В городе много выделенных полос для общественного транспорта, куда автомобилисты на легковушках особо не лезут. Наглеют, конечно, но не сильно. Правда, выделенки очень узкие, и автобус почти всегда заезжает на соседнюю полосу, рискуя зацепить попутный транспорт. Судя по всему, выделенки создали «искусственно», просто уменьшив ширину других полос, как это делают в Москве.

Наконец, 24 июня, за четыре часа до матча, дороги в радиусе едва ли не 1,5 км от стадиона перекрыли (хотя ранее на личном транспорте можно было проехать в любое место города). Даже для общественного транспорта. Даже крупные и важные многополосные магистрали. Веяние времени: сделали это с помощью грузовиков коммунальных служб. Все помнят теракты в европейских городах, где преступники использовали тяжелые грузовики в качестве орудия убийства… Но очистка околостадионных дорог от транспорта, как показалось корр. «С», не привела к коллапсу в городе. Во всяком случае, всего за три часа до начала матча до ближайшей остановки можно было добраться без пробок. Приготовьтесь только потом идти пешком от остановки. Важный момент: дороги перекрывали и регулировали движение при небольшой помощи ГИБДД все те же волонтеры. Отличные ребята. Такое ощущение, что весь Кубок Конфедерации организовал волонтерский корпус.

На входе в стадион и на самом объекте за несколько часов до начала игры уже начались «активности». Так называют разные мероприятия для болельщиков. Чтоб не скучали. Особым спросом пользовались услуги разносчиков пива, существенно меньшим — газировки. Второй напиток стоил поменьше, чем первый (150 рублей за 0,5 л вместо 220 за тот же объем). Поведение болельщиков можно было назвать идеальным. Разукрашенные веселые мексиканцы в своих широкополых сомбреро, или плащах и масках супергероев, пользовались бешеным успехом у россиян в качестве объекта для фото. После завершения матча даже полицейские вставали в очередь, чтобы сделать с ними селфи. Мексиканцы показались и более изобретательными в нарядах. Еще задорно кричали «Мехико! Мехико! Ра-ра-ра!», делая упор на букву «Р».

Каковы ощущения от «Казань-Арены»? Конечно, позитивные эмоции переполняют, когда ты чувствуешь себя жителем этого более чем 40-тысячного «дома-города» с собственными лифтами. Жаль только, что благоустройство стадиона заканчивается в 100 метрах от него, у заводи реки Казанки. Вот только был идеальный газон, идеальная дорога, а потом бац — и раздолбанная дорога с лужами, открытые глубокие канализационные колодцы…

Когда игра закончилась, зрители быстро и без давки покинули стадион. Нетрезвые мексиканцы и россияне братались на улицах. Кто-то грустно, но громко матерился. Полицейские не обращали на это никакого внимания. Как и гаишники на наглых таксистов, которые заняли все остановки в округе, мешая автобусам и троллейбусам. Стало понятно, что россиянам до нормальной культуры вождения — примерно то же расстояние, что и национальной сборной до побед.